Нажмите, чтобы оценить этот пост
[Всего оценок: 4 Средняя оценка: 4]

17 декабря 2021

Бизнес

Наставничество в бизнесе

Наставничество – это совсем не новая идея, а способ обучения, дошедший до нас с античности. Ведь дети всегда учились у родителей семейному ремеслу, а ученики у своих мастеров.

До сих пор это – один из основных методов развития и обучения персонала. На многих предприятиях с помощью него обучают молодых сотрудников. Но главный вопрос, который часто возникает в голове у начинающих бизнесменов — есть ли смысл искать учителя? Что такое бизнес-наставничество и как оно работает?

 

Суть наставничества

Наставничество – это обучение начинающего специалиста опытным коллегой, который уже далеко продвинулся в своей профессиональной области.

Задача здесь – передать новичку максимум знаний, «подковать его» и предупредить ошибки, обучить качественному выполнения работы. Наставник дает указания и рекомендации — а подопечный их выполняет и учится: так устроено наставничество.

Бизнес-наставничество – это поддержка начинающего предпринимателя опытным наставником /ментором. Как показывает международная и российская практика, оно повышает выживаемость бизнеса и ускоряет его развитие. В частности, оно помогает начинающим предпринимателям преодолеть самый сложный первый год («Правило первого года» — он обычно самый сложный и решающий).

 

Цели бизнес-наставничества

Оно помогает начинающему предпринимателю:

  • преодолеть барьер неуверенности в себе
  • составить грамотный бизнес-план, выработать стратегию его реализации, провести анализ и расчет создаваемого предприятия
  • продумать маркетинговую стратегию
  • научиться отличать хорошие бизнес-идеи от потенциально неуспешных
  • отточить чутье и интуицию в ведении дела
  • научиться умело пользоваться любыми обстоятельствами
  • перенять правильные привычки и научиться самоорганизации
  • сформировать слаженную команду и выстроить в ней верные взаимоотношения
  • и многое другое

 

Как выбрать наставника в бизнесе

Выбора наставника можно сделать среди людей, прошедших обучение наставничеству или бизнес-коучингу. Хороший наставник:

  • давно и успешно ведет предпринимательскую деятельность или руководит предприятием. Обратите внимание – вас устраивают результаты этого человека, вам хотелось бы так же? Можете также посмотреть на результаты других его учеников (если они есть).
  • имеет образование наставника (или образование коуча). Это важно, потому что взаимодействие с подопечным – это особый тип общения, навык, который не приходит сам собой. Это – не просто общение между собой двух бизнесменов, это – особый формат коммуникации. Если вы хотите, чтобы ваш наставник был хорошим преподавателем, мог передать вам теорию и практику с уважением к вам и вашему делу – ищите квалифицированных специалистов.
  • имеет с вами примерно одинаковые личностные ценности. Если ваши ценности сильно различаются, вам будет некомфортно в обучении, а также возможны конфликты.
  • не связан с вашим бизнесом финансово! Не инвестирует, не вкладывает, не поддерживает материально. Только тогда он может действительно оценивать ваше дело непредвзято, со стороны, без личного интереса. А вы сможете целиком и полностью доверять этому человеку.
  • готов честно и открыто указывать на ваши сильные и слабые стороны – без этого работа не имеет смысла. Лучше всего, чтобы наставник не был вашим родственником/другом вне профессиональной сферы.
  • обладает хорошей деловой репутацией
  • умеет общаться – причем не только говорить, но и слушать. При этом соблюдает конфиденциальность.
  • готов открыто делиться опытом, рассказывать о победах и поражениях
  • понимает, что не только вы учитесь у него – он также получает уникальный опыт