17 декабря 2021
БизнесМетоды развития сотрудников
Работа с персоналом – одна из самых главных задач любой организации. «Человеческие ресурсы» — наиважнейшее богатство компании, ее основные кирпичики. То, какие кирпичики мы используем и как их кладем, имеет первостепенное значение при построении бизнеса.
Применять различные методы развития персонала – значит получить слаженную, мотивированную, компетентную команду, которая будет приносить фирме стабильную прибыль.
Что такое и для чего нужно развитие сотрудников в фирме
Многие путают понятие «развитие персонала» с «обучением».
Развитие персонала – это более широкое понятие. Оно включает в себя:
- прогнозирование и планирование потребности в наборе коллектива;
- планирование деловой карьеры сотрудников – их линии профессионального развития;
- профессиональное обучение;
- переподготовку и повышение квалификации;
- ротацию кадров;
- работу с кадровым резервом;
- адаптацию молодых сотрудников;
- формирование корпоративной культуры.
Целями развития кадров являются:
- Увеличение отдачи от труда каждого работника, повышение производительности и общей прибыльности предприятия.
- Дополнительная мотивация сотрудников через их рост как специалистов, возможности бесплатного обучения, продвижение по карьере.
- Снижение кадровой текучки.
- Подготовка руководящих кадров.
- Адаптация молодых членов команды.
- Повышение сплоченности коллектива и навыков продуктивной коммуникации внутри штата, с клиентами, руководством и партнерами. Нивелирование конфликтов и сложных ситуаций.
- Своевременные переобучение и переквалификация.
- Создание кадрового резерва.
- Формирование корпоративной культуры, которая будет работать на пользу предприятию.
Развитием персонала занимаются HR-специалисты, а также специалисты по корпоративному бизнес-коучингу.
Современные методы работы с сотрудниками в компании
- Лекции– способ, которым можно обучить сотни человек одновременно. Однако, есть здесь и минусы:
- лекция — это односторонний процесс с отсутствием или формальным присутствием обратной связи. Вы организуете процесс получения работниками знаний, но как вы проконтролируете, что знания усвоены? Тесты/экзамены зачастую также носят формальный характер, а «обходить» их сегодня умеют даже школьники.
- лектор должен обладать умением удерживать внимание аудитории, что всегда непросто
- степень усваивания знаний при пассивном и получении обычно невысока и остается на совесть работников
- Семинары– кадровые дискуссии на заранее известную тему. Здесь есть выступающие и слушатели: выступающие готовятся к семинару заранее. Степень активности слушателей на таких мероприятиях может быть выше, особенно если добавлять в семинары элементы деловых игр, мозгового штурма, кейс-стади и т.д.
- Тренинги— одна из самых популярных сегодня форм развития персонала в организации. Есть много различных видов тренинга: на командообразование, получение профессиональных навыков, самоорганизацию, управление, клиентоориентированность, адаптацию и т.д. Тренинг – это способ отточить знания и умения на практике.
- Коучинг – приглашенные или штатные коучи работают с отдельными людьми, целыми командами/группами, руководителями любых уровней. Они также проводят курсы коучинга для топ-менеджеров и директоров. Обучившись коучинговому подходу, руководство организаций начинает выстраивать более продуктивное общение с коллективом и создавать атмосферу, заряженную на успех.
- Наставничество или менторинг часто используют для подготовки новых специалистов. За новичком закрепляется наставник, дающий ему определённую базу знаний, которые он сразу же применяет на практике.
- Дистанционное обучениеиспользуют все крупные корпорации для повышения уровня подготовки штата. Для этого руководители открывают онлайн-порталы, загружая в них учебный материал. Там можно увидеть достижения лучших специалистов для увеличения мотивации сотрудников и большой выбор книг, видео уроков и презентаций, которые удобно смотреть и слушать с любого устройства. Также руководители предлагают пройти тесты, после которых лучше видна картина сильных и слабых сторон работы.
- Ротация — метод, при котором сотрудники временно переходят на другую должность или отдел для свободного изучения другой профессии, приобретения новых навыков. Ротация также помогает избавить специалиста от рутины, мотивировать его к саморазвитию.
Универсального метода работы с персоналом не существует – каждая компания составляет свой собственный план работы и сочетает в нем различные методы овладения новыми навыками и знаниями.