24 января 2022
РазвитиеГуманистическая интегральная терапия, которая верит в человека
Почему мы решили посвятить статью этому направлению психологии?
Дело в том, что гуманистическая интегральная терапия имеет очень много общего с коучингом. Более того – коучинг развивался на идеях, которые были высказаны, в том числе, гуманистическими терапевтами.
В чем же сходство коучинга и гуманистической терапии?
- Они уверены в том, что люди УЖЕ хранят в себе весь необходимый для жизни потенциал. Видят человека как всегда развивающееся существо и верят в его потенциал роста.
- Видят человека как целостное существо и предпочитают работать сразу со всеми сферами (тело, эмоции, мышление, разные сферы человеческой жизни).
- Практикуют безусловно положительное отношение к человеку (вера в то, что вне всех обстоятельств он – хороший и уникальный).
- Считают, что психолог/коуч и клиент должны работать не как врач и пациент, а как партнеры в союзе. Оба партнера в этих отношениях учатся друг у друга, проявляют взаимное уважение и интерес к совместной работе.
- Работают с клиентом в настоящем времени, не уходя далеко в прошлое человека.
- Считают, что клиент может выздороветь (или решить свои проблемы) самостоятельно, лишь с небольшой опорой на терапевта.
Основные принципы гуманистической психологии
- Человек – это существо прирождённо активное, борющееся, самоутверждающееся, повышающее свои возможности, способное к позитивному росту. Его главная движущая сила – стремление к развитию и самоактуализации (реализации своего потенциала).
- Человек целостен, и он – больше, чем простая сумма всех его «составных частей» (поведение/мышление/подсознание/эмоции/тело…). То есть, нельзя изучить по отдельности тело, ум, память, внимание, эмоции, бессознательное – и считать, что ты понял устройство человека.Человек – это единая уникальная система, и другой такой в природе нет.
- Человек сам по себе нейтрален или добр. Поэтому следует относиться к каждому с изначальным уважением, безусловно положительно.
- Человек – активный участник своей жизни! Он – не «пешка» в руках своего подсознания (как считал психоанализ) или телесных инстинктов (как полагали сторонники поведенческой психологии). Он не живет, просто приспосабливаясь к окружающей среде, как животные. Человек сознателен и способен делать выбор/нести ответственность за него. Он – абсолютный творец своей жизни.
- Человек обращен в будущее, он всегда так или иначе стремится к развитию, в его жизни есть цели и смыслы.
- Человеческая жизнь может протекать полноценно только в обществе, поэтому опыт общения очень сильно влияет на психику каждого человека. Отношения людей должны основываться на взаимном уважении и признании.
Про самоактуализацию – самое важное понятие
Самоактуализация — это разворачивание изнутри человека того, что уже в нем заложено – так же, как росток прорастает из земли.
Таким образом, в человеке есть некая заданная природа (всегда позитивная!), уникальные способности и возможности. Главная задача человека – проявить их в максимальную силу. Для этого нужно изучить и понять самого себя, принять свою суть и «выпустить» ее наружу так, чтобы приносить пользу миру.
Конечная точка, к которой человек может прийти со своим потенциалом, никому неизвестна. Человек — это «открытая система», без «потолка» и ограничений своего развития.
При этом Абрахам Маслоу (один из основателей гуманистической психологии) с сожалением писал, что полной самоактуализации достигает менее 1% людей в мире. И вот почему:
- абсолютно все люди от рождения обладают творческим потенциалом, уникальными способностями, но у большинства они угасают в результате «окультуривания». Люди привыкают жить так, как живет их окружение, погружаются в приземленную среду и перестают стремиться реализовать собственную природу, мечты, желания.
- многие люди не знают о собственном потенциале, сомневаются в себе, боятся пробовать реализоваться.
И все же именно это стремление – стремление к развитию, воплощению своих идей и способностей – движущая сила одного человека и всего человечества.
В центре внимания гуманистической психологии такие явления и феномены как:
- самоактуализация (полная самореализация человеческого потенциала)
- творчество
- любовь
- свобода
- выбор
- ответственность
- смысл
- принятие и уважение (в том числе, самопринятие и самоуважение)
- автономия (самостоятельность, самодостаточность, создание своей отдельности)
- общение
- психическое здоровье
- и другие высшие ценности
Как экзистенциально-гуманистический психотерапевт работает с клиентом
Карл Роджерс, один из основателей гуманистической психотерапии, создал клиент-центрированную терапию. И это было великое открытие, очень отличное от того, что было раньше!
Сравним – до гуманистической психотерапии «царствовали» психоанализ и поведенческая психология (бихевиоризм). Психоанализ четко распределял роли так: психотерапевт – это врач, а клиент – пациент. Психотерапевт стоит выше пациента и может общаться с ним директивно. Бихевиоризм же вовсе занимался только поведением человека и старался изменить его, действуя как с животными: через положительное или отрицательное подкрепление (похвалу или наказание).
Роль клиента была сведена к самому низу.
В клиент-центрированной терапии предлагались партнерские равные отношения.
Вот основные положения такой терапии:
- Сам клиент всегда стремится к выздоровлению.
- Роль терапевта — в том, чтобы использовать это стремление и направить по нужному пути.
- Терапия работает с настоящим клиента и с конкретными ситуациями (по принципу здесь и сейчас), а не на его прошлый опыт.
- Самое главное в терапии – инициатива самого клиента. Он должен разрешить свою проблему максимально самостоятельно, лишь опираясь на терапевта.
Замечаете, насколько это похоже на коучинг?
В гуманистической психотерапии очень важны:
- безоценочное позитивное принятие клиента
- его активное эмпатическое слушание
- вера в его творческий потенциал и мудрость
- конгруэнтное (т.е. адекватное, подлинное и искреннее) самовыражение в общении с ним. Да, гуманистическая психология считает, что терапевт должен быть готов также открыть клиенту свой внутренний мир, но в той мере, в какой это нужно для процесса терапии.
Исцеление и психическое оздоровление происходит, когда клиент чувствует себя принятым и понятым. Для этого гуманистический терапевт создает атмосферу принятия и эмпатии. Это помогает клиенту раскрыться и проявить свои творческие способности для решения проблемы.
Более того, эти же принципы Карл Роджерс и гуманистическая психотерапия предлагают использовать для любого общения между людьми. Если безусловно принимать окружающих, внимательно и активно их слушать, быть искренними в общении – то такое взаимодействие будет не только приятным и легким, но и полезным для обеих сторон.
Немного из истории. Как гуманистическая терапия боролась с психоанализом
Гуманистическая психология возникла в США в конце 1950-х годов.
Тогда во всем мире «правили» психоанализ (который утверждал, что человек следует за бессознательными влечениями и инстинктами) и бихевиоризм/психология поведения (который говорил, что имеет смысл изучать только внешнее поведение человека, потому что ничего иного мы увидеть и пощупать не в состоянии).
Некоторые американские ученые были несогласны с этими представлениями. Они считали, что психология должна изучать высшие человеческие проявления – чувства, эмоции, смыслы. Они также верили, что человек может управлять собой сам, а не быть «пешкой» в руках своего подсознания.
На развитие гуманистических идей повлиял и исторический период – время восстановления после Второй Мировой войны. Народ нуждался в чем-то оптимистичном, в вере, в поиске новых смыслов жизни. Всеобщая бедность не позволяла людям обращаться к психоаналитикам – это было достаточно дорогое направление. А бихевиоризм и вовсе не мог удовлетворить потребности людей в переосмыслении своей жизни.
Так образовалась «Американская ассоциация гуманистической психологии» — союз ученых, которые верили в широкие возможности человеческой природы. В союз вошли А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Бюдженталь, Р. Мэй, Г. Олпорт и другие.
Гуманистическая психология назвала себя «третьей силой» и противопоставила свои идеи психоанализу и бихевиоризму.
Экзистенциализм – брат «гуманистической психологии»
В своих идеях «гуманисты» опирались на экзистенциализм – философское учение 20-го века. Позже экзистенциализм оформился в самостоятельное направление психологии, однако он был всегда связан с гуманистической психологией и шел с ней рука об руку. Многие сегодня объединяют эти направления, говоря об экзистенциально-гуманистической психологии.
Экзистенция – в переводе «существование» (сравните с англ. «exist» — существовать). Поэтому это направление занималось вопросами смысла жизни, смерти, выбора, ответственности, кризиса и так далее.
А что же в России?
Российские писатели и мыслители (да-да, те самые Толстой, Достоевский, Чехов, Соловьев, Бердяев, Шестов…) очень много привнесли в экзистенциализм. Считается, что они пришли к этим идеям даже раньше, чем их западные коллеги.
Для российского менталитета гуманистические и экзистенциальные идеи (размышления о жизни и ее смысле, вере, жизненном выборе и человеческом пути) свойственны изначально. Ими пропитаны:
- православные традиции
- русская классическая проза и поэзия, пронизанные размышлениями писателей о жизни и смерти, смысле и вере, свободе и борьбе
- многозначное глубокое искусство (живопись, классическая музыка, балет)
- историко-философские труды
Многие отечественные психологи (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, М.Мамардашвили и другие) также высказывали гуманистические идеи и подготовили наше общество к восприятию западных веяний.