24 января 2022
КоучингРазвитие навыков наставника
Наставник – это еще одна, наравне с коучем, профессия будущего. Она пришла к нам из античных времен, когда передача знаний из уст в уста были единственным способом обучить ремеслу следующие поколения. Сегодня же наставничество преображается в полноценную профессию и востребовано во многих компаниях.
Профессиональные задачи
Наставник – это тот, кто берет на себя ответственность за молодого и только пришедшего в компанию/на новую должность подопечного, передает ему свои знания и умения, обучает эффективным способам работы.
Раньше (да и сейчас в маленьких компаниях) новых сотрудников обучали рядовые работники с большим стажем или руководители. Сегодня же на эту должность часто берут отдельных специалистов. Очень распространена практика наставничества в IT-компаниях: наставники помогают «джуниорам» (молодым сотрудникам).
Несмотря на это, единого профессионального стандарта для наставников пока еще не существует, как не существует единого стандарта для обучения наставничеству. Каждая компания выдвигает к специалисту свои требования и назначает свой круг задач. Например:
- Очень часто профессия «наставника» сливается с профессией «ментора» — а многие и вовсе упрощенно считают эти слова синонимами.
На самом деле, наставник – это «учитель», передающий профессиональные навыки, а ментор – это специалист, который работает с подопечным на равных и помогает тому развить в себе ценные профессиональные качества через диалог, анализ ошибок, изучение сильных и слабых сторон подопечного. Однако для удобства компаний эти функции часто совмещает один и тот же человек.
- Часто в одну вакансию соединяют задачи «коуча» и «наставника».
По отдельности коуч – это специалист, который ничему не учит клиента (у него не подопечный, а клиент) и не дает рекомендаций, а помогает тому достичь своих целей через диалог и задавание вопросов. В компаниях востребован корпоративный коучинг или коучинг, совмещенный с наставничеством. Коуч-наставник выполняет функции коуча по отношению к персоналу или руководству, а при появлении новых сотрудников становится для них опытным учителем.
Задачами наставника могут быть:
- Обучать молодых сотрудников
- Помогать им с трудными задачами в первое время работы
- Помогать новым сотрудникам освоиться, вводить их в курс дела, знакомить с компанией, порядком работы, коллективом
- Определять вектора развития для сотрудников
Развитие каких навыков важно для наставника
В чем отличия навыков наставника от рядового сотрудника?
- развитые навыки коммуникации
- умение оценивать навыки сотрудников
- умение эффективно обучать других людей
- развитый эмоциональный интеллект – навык понимания чувств и эмоций окружающих, а также контроля собственных эмоций
- лидерские качества
- высокий уровень ответственности
- высокий профессиональный уровень в своей области (так как наставник передает именно профессиональные знания)
Кроме этого, чтобы быть хорошим специалистом, наставник должен понимать природу человека, обладать хотя бы базовыми знаниями о психике и мозге, методах мотивации, стилях общения. При этом ему важно не просто обладать теоретическими представлениями, а уметь применять эти знания в общении с подопечными.
Методы повышения уровня навыков
Повысить уровень навыков наставника можно:
- по отдельности – с помощью курсов, книг, видео, работы с коучем или психологом. Помните, что использование материалов из книг, статей или видео само по себе не добавит в ваш арсенал нужные навыки – нужно их практиковать в реальной жизни.
- комплексно – с помощью курсов по наставничеству. Сегодня появилось немало обучающих программ, в том числе, программ переподготовки и повышения квалификации. Здесь самое главное – проверять опыт и образование тех, кому вы доверяете свое время и деньги, отдавать предпочтение тем, кто сам работает в этой сфере и обучался в крупных образовательных учреждениях (государственных или частных).