Нажмите, чтобы оценить этот пост
[Всего оценок: 1 Средняя оценка: 5]

8 июля 2022

Развитие

Архетипы Юнга: чем скандинавский бог Локи похож на русского Ивана-Дурака?

Понятие «архетипа» сегодня давно вышло за пределы психологической среды. Например, его используют в маркетинге и бизнесе – строят личный бренд на основе какого-то архетипического образа. На базе архетипов создаются образовательные курсы и трансформационные программы – словом, этот феномен хорошо укоренился в умах людей.

Но так было не всегда.

 

Коллективное бессознательное – «библиотека» опыта человечества

Когда-то Карл Густав Юнг привнес в психологию совершенно новую идею о том, что каждый человек, появляясь на свет, уже несет в себе часть своего будущего личностного портрета. До этого Зигмунд Фрейд утверждал, что человек формируется ТОЛЬКО окружающей средой и ничего заложенного с рождения в нем нет.

Эту изначально заложенную в нас часть Юнг назвал коллективным бессознательным.

Это – информационное поле, в котором находится большое количество данных о жизненном опыте всего человечества. Можно сказать, что это «библиотека» всего человеческого опыта, общее для всех людей духовное наследие.

По мнению Юнга, коллективное бессознательное оказывает очень сильное влияние на то, как мы живем, как ведем себя в тех или иных ситуациях. Опыт наших предков буквально «вшит» на нашу подкорку.

Примеры проявления коллективного бессознательного:

  1. объединяющее эмоциональное поведение людей в толпе (например, на митингах или религиозных собраниях)
  2. поведение человека при опасности в толпе – он любой ценой пытается выжить, активизируются все древние защитные механизмы, которые могут приводить к безумной агрессии и неадекватным поступкам
  3. многие страхи (например, человека может охватывать ужас глубины или высоты, хотя он никогда не тонул и не падал с больших расстояний – откуда же он знает, что это страшно и больно?)
  4. сны, единые для всех людей
  5. фольклор, сказки, мифы, религиозные образы, сходные у разных культур

Приведем еще один пример из психиатрической практики К.Г. Юнга. Один из его пациентов позвал доктора посмотреть вместе с ним на солнце, чтобы увидеть солнечный фаллос, и утверждал, что если качать головой из стороны в сторону, то фаллос будет также раскачиваться, создавая ветер.

В 1910 г. Юнг, изучая мифологию, наткнулся на описание древней литургии культа Митры, где описывалось видение солнечной трубки на светиле, порождающей ветер. Сходство между этими описаниями было очевидно – и Юнг сделал вывод, что в пациенте пробудилась информация из коллективного бессознательного.

Коллективное бессознательное:

  • передается по наследству
  • объединяет абсолютно всех людей независимо от их пола, расы или социальной группы (у всех людей во многом проявляются схожие образцы поведения)
  • именно на нем основывается (как бы «надстраивается) индивидуальная душевная жизнь человека
  • мифологично (сны, мифология, фольклор – прямые примеры коллективного бессознательного)
  • не поддается волевому контролю

В бессознательном Юнг различал несколько слоев:

  1. Общечеловеческое бессознательное – это то, что мы только что описали.
  2. Расовое – объединяет опыт на уровне одной расы.
  3. Национальное – на уровне нации
  4. Семейное – на уровне одной семейной системы, рода.
  5. Индивидуальное – усвоение конкретным человеком опыта, который он сам переживает и видит вокруг себя.
  6. Бессознательное, общее для человека и животных.

Архетип – это…

Коллективное бессознательное состоит из образов – архетипов. Такой образ похож на некоего героя, которому присущ определённый набор ценностей и качеств. Это – «внутренние субличности» человека с разными моделями поведения. У всех они проявляются по-разному – но проявляются обязательно.

Вот свойства архетипов:

  1. отображаются в фольклоре, мифах, сказках
  2. реализуются и проявляются в реальной жизни людей
  3. отображаются во снах, поэтому часто архетипы изучают через наблюдение за сновидениями и гипноз
  4. постоянны и едины для любых народов и времен
  5. имеют амбивалентный характер — обладают темной и светлой сторонами, не могут быть только негативными или позитивными
  6. их невозможно устранить и очень сложно контролировать
  7. влияют на эмоции и поведение человека (формируют стратегию поведения)

Юнг считал, что архетипов может быть сколько угодно много, но выделял самые основные:

  • Персона
  • Тень
  • Самость
  • Анима
  • Анимус

Также Юнг упомянул (но еще меньше описал) архетипы:

  • Мать
  • Отец
  • Ребенок
  • Мудрец (старик)
  • Бог (внутренний Бог)
  • Герой

Если изучить и сравнить культуру, религию, мифы, сказания, предания разных наций, то в каждой обнаружатся одни и те же архетипы.

Так, например:

  • греческая богиня Афродита, Елена Прекрасная и прекрасная царевна Лебедь из русских сказок, европейская Золушка – это представители архетипа «Анима» (архетип женственной девы)
  • русские Василиса Премудрая и Старичок-Лесовичок, восточный Учитель из притч, Ходжа Насреддин, Сверчок из сказки Буратино – все это архетип мудреца
  • русские Иван-Дурак и Емеля, скандинавский Локи, маленький Кришна в индийской традиции, средневековый Шут или Петрушка – это примеры архетипа «Дурак» или «Трикстер»

Кроме того, возможно, вы замечали, что в разные века в разных частях света независимо друг от друга повторяются одни и те сказочные сюжеты. Например:

  • сказка о женщине, которая силой любви спасает своего возлюбленного в обличье зверя от чудовищных чар («Красавица и чудовище», «Аленький цветочек», «Золотой осёл» древнеримского писателя Апулея, «Синее чудовище» итальянского средневекового писателя Карло Гоцци, «Рикке-с-хохолком» Шарля Перро, «Перышко Финиста-ясна сокола» из сборника А. Афанасьева и т.д.)
  • сказка о девушке, попадающей «из грязи в князи» благодаря своим добродетельным качествам («Золушка», «Ослиная шкура» Шарля Перро, «Морозко», «Госпожа Метелица», а также аналогичные сюжеты в Древнем Египте, Китае, Месопотамии…)
  • сказка о волшебном существе, созданном из хлеба (русский «Колобок», американский «Пряничный человечек», английский «Джонни-пончик» и т.д.)

Все это – проявление единых мировых архетипов.
Разберем основные архетипы

 

Самость

Самая основа, сердцевина личности, наша подлинность и «настоящесть». Самость, по Юнгу, – центральная точка. Вокруг неё собраны остальные элементы психики.

Это — архетип целостности, полноты человеческого потенциала и единства личности.

Функции Самости:

  • Самость – это Бог внутри человека, то, что превосходит ограниченные возможности его разума. Это – максимум потенциала человека.
  • Самость соединяет внутри человека его противоположности, инь и янь, свет и тень. Если человек знает свою Самость и умеет в ней пребывать, он устойчив и сбалансирован, не теряет самого себя.

В качестве символа Самости Юнг рассматривал:

  • мандалу – целостный круг с повторяющимися узорами. Не зря мандалы давно используются для медитаций, в психологии, психотерапии, для самопознания и т.д. 
  • фигуру Христа, Будды и других просветленных Учителей

Юнг считал, что установление устойчивой связи с собственной Самостью – это задача человека, двигающегося по пути духовного развития. Находиться в Самости – это быть в настолько устойчивом контакте с собой, чтобы эмоции не уносили от собственной «настоящести».

 

Тень

Тень составляют отвергаемые нами желания и побуждения, которые мы не можем сами в себе принять и считаем недопустимыми. Чем мы становимся старше – тем больше качеств вытесняем в Тень (она растет). Но чем упорней мы сопротивляемся Тени, тем ярче она «лезет из нас наружу».

Как Тень проявляется?

  • в проекциях на других людей – мы обвиняем людей в том, что нам не нравится в самих себе. Поэтому о собственной Тени можно узнать, исследуя свои антипатии к окружающим людям, к каким-то чертам характера и качествам личности.
  • в «двойной жизни» (Доктор Джекил и Мистер Хайд»)
  • в сновидениях. Тень часто принимает в них очертания человека одного пола со сновидцем, но неприятного и раздражающего, принимает облик фигур темных, пугающих, враждебных. 
  • через алкогольное опьянение. Алкоголь часто пропускает Тень наружу, и иногда люди с большой Тенью начинают употреблять без меры, чтобы дать ей выход и снизить напряжение. Такие люди в состоянии опьянения становятся непохожи на себя в обычной жизни, творят безумства и сумасшедшие поступки.

Юнг считал, что человек не может быть реальным, не отбрасывая тени. Она есть абсолютно у каждого – ведь даже на Солнце есть пятна. Но если человек ее избегает, Тень набирает силу и начинает буквально разрывать его изнутри. Решение этой ситуации – осознать свою Тень и подружиться с ней, заключить «мирное соглашение», понять, как можно экологично реализовать свои «запретные» желания.

Символы Тени:

  • чудовище, демон или дракон, которого герою нужно победить
  • непосредственно Тень (сказка «Тень» Андерсена, сказка «Тень» Шварца, «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин)
  • злой двойник-близнец («Доктор Джекилл и мистер Хайд», «Нос» Гоголя, «Портрет Дориана Грея», Тайлер Дерден из «Бойцовского Клуба»)

 

Персона

Персона – это противоположный Тени архетип. Если Тень – это то, что человек прячет внутри себя (у него это есть, но он не хочет показывать это другим), то Персона – это «маска», которую человек надевает на себя в определенных ситуациях (он хочет показать себя окружающим с определенной стороны).

Персона – это идеализированное Я, например:

  • примерный семьянин
  • отличник / отличница
  • успешный бизнесмен
  • лучший работник
  • Дон Жуан (неистовый соблазнитель)
  • идеальная хозяйка

Функции:

  1. Персона – это социальная роль, с помощью которой человек выполняет требования общества (например, к женщине предъявляются требования быть хорошей матерью и хозяйкой).
  2. Обеспечивает адаптацию к социуму и некоторые удобства при общении с другими людьми. Персона – это некий «интерфейс» (а вернее, набор интерфейсов), через который психика общается с миром. Это как бы посредник между нами и обществом.
  3. Зачастую скрывает и защищает уязвимые и болезненные места человека, его слабости и недостатки.

То есть, Персона нам необходима, чтобы жить и взаимодействовать в социуме, но важно, чтобы она не заслоняла нашу Самость – иначе человек может слиться с ней и потерять свою идентичность, запутаться – кто же он на самом деле?

Символы Персоны во снах или сказках:

  • маска
  • наша кожа или одежда (защищает)
  • символы нашего статуса

 

Анима и Анимус

Анима – это женское начало в мужчине. Анимус — мужское начало в женщине. Таким образом, Юнг полагал, что в каждом из нас живут части психики обоих гендеров.

Анима — это:

  • источник чувств и настроения мужчины
  • переменчивость эмоций
  • интуиция
  • инстинкты
  • способность к любви
  • связь с Бессознательным (самыми глубокими слоями человека)

Мужчина, который гармонично нашел контакт со своей Анимой – гибкий, способный к адаптации, человечный и умеющий любить, не боящийся и не отрицающий в себе чувств и эмоций. Если же мужчина категорически отрицает свою Аниму, то он становится холодным, педантичным «человеком в футляре».

Анимус — это:

  • источник мнений и суждений
  • сознание, разум
  • воля, решимость, уверенность, настойчивость

По мнению Юнга, если женщина удачно интегрировала в себе Анимус, то ей в голову приходят новые идеи, которые она может реализовывать. Если же нет, то:

  • ей могут приходить в голову деструктивные мысли
  • она начинает слепо верить и следовать своим или чужим идеям

Последователи Юнга и психологи–наши современники также указывают, что женщина, наладившая контакт с Анимусом, способна проявить уместную волю и решимость, стать лидером, защитить себя или другого человека. Негармоничные отношения с Анимусом же делают женщину беспомощной и слабой, либо, напротив, «стальной леди», которая не умеет контролировать свою силу и жесткость.

Анима и Анимус образуют между собой условный духовный союз. Человеку очень важно гармонизировать эти два начала в себе.

Аналогии Анимы и Анимуса прослеживаются в разных культурах:

  • Инь и ян – в буддизме
  • Пуруша и Пракрити – в индийских учениях
  • Ор и кли – в каббале

Анима может иметь разные воплощения в сказках и мифах:

  • Ева (первая женщина)
  • Дева Мария
  • Прекрасная Дама
  • Елена Прекрасная, царевна Лебедь, Василиса Премудрая и т.д.
  • колдунья, ведьма, сирена, искусительница (соблазнительница) в русских сказках – это проявление негармоничной Анимы

Анимус может проявляться как:

  • охотник
  • рыцарь, воин, самурай
  • царь/король/принц
  • древнегреческий герой
  • Синяя Борода, убивающий женщин — это проявление негармоничного Анимуса

 

Другие архетипы Юнга (опишем вкратце)

  1. Мать (иногда также называется Душа) — образ богини-праматери, обладающий безусловными мудростью, добротой, духовностью, женственностью, заботливостью. Это – первообраз Анимы, он по сути соединяет в себе все женские архетипы. И так же, как Анима, он может перевоплощаться в негативный аспект: темный, пожирающий, ядовитый.

Примеры:

    • ведьма – «ведающая мать», колдунья, знахарка
    • фея-крестная
    • Великая Мать
    • Деметра в греческой мифологии
    • Мать Тереза
    • баба Яга
    • Смерть
  1. Отец — мужской первообраз Анимуса, олицетворяющий авторитет, мораль, порядок, иерархию, совесть и нравственность. Это – первообраз Анимуса. Негативный аспект – всевластие, своеволие.

Примеры:

    • Зевс
    • Бог
    • Солнце
    • царь / король
  1. Ребенок — архетип, связанный с творческой силой человека, стремлением к познанию. Проявляется в незащищенности, чистоте, непорочности, ориентации на истинные желания.

Примеры:

    • Иван-Дурак, Емеля
    • бог-младенец (маленький Кришна в индийской религии)
    • Пеппи-длинный чулок
    • Малыш и Карлсон
    • Маша (из Маши и медведя)
  1. Мудрец (Старик) — это обозначение жизненной зрелости, мудрости, тайного знания.

Примеры:

    • мудрый старец из русских сказок
    • пророк Моисей
    • отшельник
    • Старичок-Лесовичок
    • волшебник / мудрец / колдун
    • советник царя
  1. Герой — ориентируется на принятие вызова, постоянную борьбу, боится потерпеть поражение. Отличается целеустремленностью, дисциплинированностью, сосредоточенностью. Негативная сторона героя — превращение человека в карьериста, зацикленного на победе несмотря ни на что. Он может стать высокомерным и жестоким.

Пример:

    • Одиссей, Геракл, Ахиллес и другие древнегреческие герои
    • Марс, Арес и другие древние боги войны
    • Иван-Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич
    • Степан Разин, Емельян Пугачев, Жанна Д’арк, Ганди, Че Гевара, Мартин Лютер Кинг, Нельсон Мандела
    • супергерои
    • солдат, воин, рыцарь
    • революционер, летчик-испытатель, космонавт, полярник и т.д.

 

А еще?..

После Юнга спектр и количество архетипов значительно расширились. Самой показательной можно считать классификацию, созданную К. Пирсон и Х. Марром, которая состоит из 12 архетипов:

  1. Простодушный
  2. Славный малый
  3. Воин
  4. Опекун
  5. Искатель
  6. Любовник
  7. Бунтарь
  8. Творец
  9. Правитель
  10. Маг
  11. Мудрец
  12. Шут

Эти архетипы сегодня широко используются в:

  • маркетинге (при создании личного бренда и рекламы)
  • стилистике и дизайне (типирование и формирование внешнего образа по архетипам – стиль, одежда, прическа, самоподача и т.д.)