Нажмите, чтобы оценить этот пост
[Всего оценок: 0 Средняя оценка: 0]

17 ноября 2018

Бизнес

Цвет настроения бирюзовый, или как выглядят организации будущего

Разработанная в 1966 году теория ступеней, по которым движется компания на пути своего развития, в 2014 году «раскрасилась» цветами. Все ныне существующие организации делятся, согласно этой классификации, на 5 типов: красная, янтарная, оранжевая, зеленая и бирюзовая. Последний тип еще называют организацией будущего, тем вариантом, к которому нужно стремиться и который возможен только при условии нахождения «у руля» человека с открытым мышлением.

В чем же отличие организаций будущего от всех остальных?

1 отличие. Самоорганизация.

Никаких жестких иерархий, централизованного начальства и должностных инструкций — только распределенная структура и по-настоящему командная работа. Руководитель не отдает распоряжения, а лишь дает рекомендации.

Пример

Голландская фирма «Бюртзорг» занимается уходом за больными на дому. У них нет централизованного управления – планированием занимаются сами работники, они же обучают новеньких, составляют график отпусков и распределяют зарплату. Эффект виден невооруженным глазом: без планирования «сверху», как правило, осуществляемого далекими от медицины людьми, на обслуживание пациентов тратится вполовину меньше времени, чем у других, традиционных организаций.

2 отличие. Целостность.

Не сотрудники встраиваются в организацию, а компания формируется с учетом личностей сотрудников. Обычно работа – место, где невыгодно быть собой. Вы должны одеваться согласно дресс-коду и все личное оставлять дома – от родственников до мыслей. Работники же бирюзовых организаций одеваются по собственному разумению, поддерживают друг друга и даже приводят иногда на работу детей и животных.

Пример

Компания «Саундс Тру» из Колорадо (США) позволяет сотрудникам приходить на работу вместе со своими питомцами. Идею подал начальник, который начал приходить с собакой.

3 отличие. Эволюционная цель.

Миссия компании – это не пустой документ, навязанный сверху, а реальный субъект отношений. Люди действую согласно общей цели, а цель со временем меняется и эволюционирует вместе со всеми. Когда компания искренне верит в свои идеалы, и, по мнению других, из-за этого вот-вот разорится, все происходит в точности до наоборот.

Пример

Компания «Патагония» (одежда для активного отдыха) ввела программу «Партнерство общей идеи». Она призывает сокращать потребление, перерабатывать, использовать вещи повторно. Например, фирма принимает испорченную одежду своего бренда в магазин. За свой счет вещи чинят и перепродают на Ebay. Казалось бы, прибыль должна снизиться, ведь гораздо выгоднее продать новую вещь, но происходит обратное.

Что нужно для создания бирюзовой организации

В первую очередь, в идею должно верить руководство и инвесторы. Если руководитель внедряет бирюзовый подход, то идти нужно до конца, в период как роста, так и неудач. А ведь очень соблазнительно в момент падения спроса взять ситуацию под контроль – но это означает крах организации как бирюзовой.

Если вы еще не созрели, но подход кажется вам интересным

Конечно, сразу решиться на совершенно новый подход сложно. Но почему бы не предпринять некоторые шаги для улучшения отношений в коллективе, используя бирюзовый подход?

Ввести внутренне консультирование. Любой сотрудник может принимать решения, спросив совета у того, кто обладает большим опытом и знаниями.

Разработать механизм регулирования конфликтов.  Пусть все знают, как решить конфликт, до того, как он начнется.

Создать безопасную среду общения. Никаких сплетен, неуважения коллег.

Адаптировать новичков. Прикрепите к новому сотруднику специального человека, который расскажет все – от лучших мест обеда до тонкостей взаимоотношений между отделами.

Меньше формальностей. Если вы не банк, то не настаивайте на строгой одежде сотрудников. Отсиживать часы до победного необязательно, если работа уже сделана. Меньше совещаний, особенно тех, где говорит начальник, а остальные слушают – пусть все выскажутся.

Создать эволюционную цель. Позаботьтесь, чтобы она нашла понимание у коллег.