21 июня 2022
КоучингДетско-родительский коучинг и детская психотерапия – в чем разница?
Коучинг – это про бизнес. К сожалению, так думает множество людей, лишь косвенно слышавших о коучинге. А между тем в коучинге есть место и тем, кто далек от корпораций и предпринимательства. Одно из активно развивающихся сейчас направление коучинга – детско-родительский. И оно доступно абсолютно каждому человеку.
В этой статье расскажем о принципах детско-родительского коучинга сравним его с детской психотерапией.
Что такое детско-родительский коучинг и для кого он?
Сам по себе коучинг – это метод раскрытия человеческого потенциала. Помимо того, что он помогает проявлять себя на все 100%, он учит тому, как жить осознанно, гармонично, с глубоким вниманием к себе и другим.
Эти навыки немаловажны и в отношениях между родителями и детьми. Ведь родители очень часто задаются вопросами:
«Как сделать так, чтобы в нашей семье царила атмосфера не ссор и напряжения, а сотрудничества и понимания?»
«Как поддержать моего ребенка на пути взросления и вместе с этим не лишить самостоятельности, не опекать излишне?»
«Почему мы перестали слышать друг друга?»
«Как сохранить близость между нами, преодолеть конфликты?»
Детско-родительский коучинг хорошо помогает со следующими проблемами:
- отсутствие контакта, конфликты между родителями и детьми, невозможность диалога (особенно с подростками)
- отсутствие взаимопонимания, поддержки и доверия, командной сплоченности
- непониманием родителями своего ребенка, непринятие его как отдельную личность
- несамостоятельность ребенка (подростка), неумение брать ответственность за свои действия
- трудности с раскрытием способностей и потенциала ребенка
- трудности с профессиональным самоопределением подростка
- отсутствие у ребенка (подростка) мотивации к учебе, работе, жизни в целом
- трудности с коммуникативными навыками ребенка/подростка (ни с кем не общается, постоянно конфликтует, чувствует себя «белой вороной» и т.д.)
- и многими другими вопросами
Сразу следует оговорить – коучинг в чистом виде принято применять только к подросткам. В виде полноценных коуч-сессий – с 14-15 лет (время, когда формируется ответственность).
Замечено, что они невероятно легко и благодарно на него откликаются – ведь коучинг дает им возможность проявить себя, наладить общение со своим окружением (в том числе, с семьей) и в то же время остаться отдельной самодостаточной личностью, которая имеет право на уважение и доверие. Это, пожалуй, и есть самый главный секрет успеха детско-родительского коучинга.
Что же касается детского возраста – то здесь эффективно внедрять отдельные элементы коучинга. Например, с 7 лет можно задавать ребенку открытые вопросы, развивающие творчество и воображение, вопросы, выявляющие желания ребенка, позволяющие сделать ребенку самостоятельный выбор.
Где можно встретить детско-родительский коучинг?
Сегодня это направление имеет крайне широкий диапазон применения. Его практикуют:
- Сами родители, которые хотят осознанно и ответственно подходить к общению со своими детьми и подростками.
- Индивидуальные коучи, которые используют этот метод в частной практике (индивидуальная коуч-работа с родителем и ребенком).
- Педагоги и коучи в рамках дошкольных и общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, детских и юношеских спортивных школах. Огромная радость, что метод коучинга сегодня проникает в образовательные программы, пусть пока и далеко не все!
- Репетиторы и няни, постоянно работающие с детьми.
Что такого особенного в коучинге с детьми и подростками? Как он работает?
Главная цель детско-родительского коучинга – научить родителей слушать и слышать друг друга и детей, договариваться с детьми, быть с ними в сотрудничестве и сотворчестве.
При этом важно, что коучинг помогает родителям и детям достигать позиции win-win, то есть, такой, когда решение проблемы устраивает полностью обе стороны. Обе стороны – в выигрыше, все довольны и счастливы, чувствуют себя позитивно эмоционально.
Коучинг считает, что для позитивного воспитания и развития детей важны такие элементы, как:
- Уважение. Пусть ребенок и маленький – но уже отдельный человек. У него есть свои интересы, потребности, ценности – и родителям важно с этим, как минимум, считаться.
- Выбор. Наличие выбора – признак отдельной самостоятельной сущности. Мы же хотим от подростков, чтобы они становились ответственными и сами вершили свою судьбу? Для этого очень важно не лишать их возможности выбора в детском возрасте — хотя бы в том, чем завтракать или что надевать на прогулку.
- Доверие. Важнейший элемент любого общения, которое мы хотим сделать близким.
- Вера в ребенка/подростка. Именно она, искренняя и живая вера в вашего ребенка поможет ему не сдаваться и идти вперед при любых обстоятельствах.
И, конечно же, надо всем этим должна флагом реять ЛЮБОВЬ. Может быть, это кажется вам банальной и очевидной мыслью – но давно было научно доказано, что у детей, лишенных любви в первые 3-4 года (родители их просто игнорировали), переставали развиваться определенные области мозга! В связи с чем у таких детей в будущем наблюдалось худшее умственное, эмоциональное и социальное развитие.
Конечно же, вернуться в 3-4 года вашего ребенка и «переиграть» события уже не получится. Но каждый новый день – это новая возможность изменить взаимоотношения внутри семьи. Чем раньше вы внедрите в свой микроклимат атмосферу любви, доверия и уважения – тем больше ее «зачерпнет» из детства ваш ребенок. А значит, сможет опираться на эти безусловные чувства в дальнейшем.
Вот принципы позитивного родительства, которые использует детско-родительский коучинг:
- Ребенок может быть другим или отличаться от других
- Ребенок может совершать ошибки
- Ребенок может выражать негативные эмоции
- Ребенок может хотеть большего
- Ребенок может сказать «нет», но последнее слово остается за родителями
Эти принципы помогают выстраивать отношения с ребенком на основе сотрудничества и любви, а не подавления и страха. Именно это позволит ребенку со временем стать яркой личностью, которая осознает свои желания (а не боится их или прячет за масками), умеет их экологично достигать и корректно общается с окружающими людьми и миром.
Чем отличается детско-родительский коучинг от взрослого?
- Во взрослом коучинге коуч работает только с одним клиентом, а в детско-родительском – с комплексной системой «родитель-ребенок». Это означает, что трудности ребенка не рассматриваются отдельно от взаимодействия с родителем. Цель детского коучинга – добиться более эффективной работы системы «родитель-ребенок». Иногда к данной системе может подключиться еще один родитель или родственник.
- При работе со взрослыми коуч всегда работает с запросом самого клиента. Если клиентка придет на коуч-сессию и скажет: «Мой муж хочет, чтобы я стала более мягкая», коуч будет в первую очередь прояснять – а чего хочет сама клиентка? При работе с подростками же к коучу приходит родитель и высказывает какой-то запрос относительно своего ребенка. Зачастую бывает так, что у самого ребенка вовсе нет запроса или он отличается от запроса родителя. В данной ситуации коуч постарается привести запросы родителя и ребенка к общему знаменателю – и это уже может стать важной частью работы.
- Применяя к подросткам или детям коучинговые техники, обязательно нужно понимать процессы, которые происходят в их нервной системе в данном возрасте. Так как большинство коучинговых методик «заточены» под взрослых, их необходимо приспосабливать к детско-подростковому возрасту индивидуально.
Как работает детская психотерапия?
Детская психотерапия – это работа с детьми и подростками, помогающая последним восстановить эмоциональное здоровье, скорректировать мышление или поведение. Так, к детскому психотерапевту обращаются при:
- детских страхах и тревожности, плаксивости, неуверенности
- постоянных капризах, истериках и неуправляемом поведении
- неврозах
- чрезмерной стеснительности и замкнутости
- повышенной агрессивности
- гиперактивность
- проблемах в отношениях с ровесниками
- проблемах в отношениях с близкими
- плохой адаптации в детском коллективе (в саду или школе)
- отсутствии мотивации к учебе
- постоянных жалобах на не подтвержденные врачом симптомы
- других непонятных и негативных переменах в поведении ребенка
Кроме этого, детская психотерапия зачастую необходима при переживании ребенком сложных жизненных ситуаций – развод или смерть родителей, переезд, смена окружения, переход в другую школу/сад и т.д.
В вышенаписанном можно увидеть уже несколько основных отличий детской психотерапии от коучинга:
- По списку возможных причин для обращения к детскому психотерапевту видно, что основная тема детской психотерапии – проблемы ребенка. Конечно, в большинстве случаев они решаются не автономно, а совместно с родителем. Однако это все же отличает детскую психотерапию от коучинга, где главная цель – наладить гармоничное взаимодействие системы «родитель-ребенок».
- Еще одно отличие детской психотерапии от коучинга – возраст юных клиентов. Коучинг применяется в чистом виде только к подросткам от 13-14 лет, а с детьми используются только отдельные коучинговые элементы. Детская психотерапия же применима к малышам от дошкольного возраста.
Еще несколько отличий детской психотерапии от детско-родительского коучинга
1. Любая (в том числе, и детская психотерапия) работает с прошлым клиента, его детскими и юношескими травмами. Именно в этом психотерапия видит причины проблем клиента.
Коучинг же работает исключительно с настоящим и будущим, его задача – помочь клиенту перестроить свое мышление/поведение уже сейчас и сформировать новое желанное будущее. Коучинг может также перерабатывать прошлое клиента, но не погружаясь в него глубоко (так, как в психотерапии).
2. Детская психотерапия призвана извлечь из детского подсознания то, что он сам не осознает – травмы, непрожитые эмоции, блоки. Для этого часто используется игровая/ песочная/ арт-терапия, в процессе которой специалист понимает действительные причины поведения ребенка. Ребенок может даже не осознавать суть проводимой с ним работы (вследствие юного возраста), а специалист занимает позицию «эксперта», который лучше клиента понимает причину его проблемы.
Коучинг же строится, в первую очередь, на открытом разговоре – специалист побуждает подростков исследовать и понимать себя. Коуч и клиент находятся в позиции «на равных», а подросток и родитель должны в результате работы самостоятельно найти решение своей проблемы. Коуч выступает здесь лишь в роли проводника.
3. Работа с клиентом в формате коучинга обычно занимает меньше встреч, чем психотерапия. Норма коучинга – пакеты из 3-12 коуч-сессий. Психотерапия же может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Впрочем, в случае психотерапии – все очень индивидуально.