3 ноября 2021

Развитие

Развитие коммуникативных навыков

Сегодня мы часто слышим, что коммуникативные навыки очень важны в профессиональной и личной жизни. Но что прячется за этими словами? Всем ли нужно их развивать? Как определить, что «уже достаточно»?

Обо всем этом поговорим в статье.

 

Что такое коммуникация в коучинге и психологии

В самом понятии «коммуникативные навыки» нет ничего сложного. Это всего лишь умения и навыки обмениваться информацией с другими людьми — передавать и получать ее. Но так ли это просто?

Важность формирования речи у ребенка понимает каждый взрослый. Но, к сожалению, культура общения свойственна далеко не каждой семье – а потому и научиться этому многие могут только в осознанном возрасте.

Коммуникация в коучинге и психологии состоит из:

  • того, кто передает информацию
  • самой информации
  • того, кто получает информацию
  • каналов связи, по которым информация передается (речь, жесты, мимика, возможно использование письменных или электронных средств)

То есть для того, чтобы вы просто сказали другому человеку «Пойдем гулять» (и он вас понял!), должно произойти вот что:

  • в вашем мозгу появляется информация, которую вы хотите передать
  • вы «кодируете», переводите эту мысль в слова (вербальная сторона общения) и добавляете к этому мимику и жесты (невербальная)
  • ваш собеседник считывает эти знаки и «декодирует» их обратно в смысл сообщения

Сложная схема, если разобрать ее под микроскопом, правда?

Чтобы она успешно осуществилась, вы должны уметь четко формулировать свои мысли и правильно облекать их в мимику и жесты, а ваш собеседник – точно распознавать и адекватно реагировать. Это, в том числе, осваивают студенты на нашем обучении коучингу.

И это ведь мы говорили еще о самой простой фразе «Пойдем гулять!» Но ведь людям часто приходится общаться на куда более сложные темы, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты, искать компромиссы, договариваться. На умении эффективно общаться сегодня построена почти любая профессия. Коммуникации в нашей жизни – это «столп», вокруг которого все в буквальном смысле слова вертится.

 

Что означает «развить коммуникативные навыки»

Вот лишь некоторые навыки, которые стоит развивать:

  1. Умение слушать.

Коучи делят умение слушать на несколько уровней. Среди них:

  • поверхностное (конверсионное) – «фоновое слушание», когда вы киваете человеку, а на самом деле планируете, что сделать на ужин
  • слушание, когда вы ждете очереди, чтобы заговорить
  • слушание, когда вы ждете очереди, чтобы опровергнуть слова человека/согласиться с ним
  • слушание с желанием зафиксировать и использовать полученную информацию
  • слушание с желанием понять человека (вы испытываете интерес, любопытство)
  • слушание с желанием помочь человеку понять самого себя
  • многомерное слушание, когда вы находитесь в позиции наблюдателя, фиксируете происходящее, как «камера»

Конечно же, вовсе необязательно стремиться к последнему уровню слушания – это самый сложный его вид. Но значимость правильного слушания – в том, чтобы избежать недопонимания между собеседниками, правильно толковать смысл слов и продуктивно решать общие вопросы. Вот что вы точно можно применить в своей жизни:

— слушать без интерпретаций. Не домысливать слова собеседника, не толковать непонятные вам фразы из своего собственного опыта. Вместо этого задавайте уточняющие вопросы всякий раз, когда вам что-то не до конца понятно. Если бы вы знали, сколько конфликтов случается из-за неверного понимания людьми друг друга!

— концентрируйтесь на слушании собеседника так, чтобы услышать и увидеть больше, чем он вам скажет. Поза, жесты, мимика, интонации, эмоции могут очень много добавить к смыслу сказанного. Но если вы не уверены в значении того или иного невербального знака — не бойтесь спрашивать человека о его жестах.

  1. Навык невербальной коммуникации.
    Под этим имеется в виду умение воспринимать и интерпретировать невербальные сигналы – мимику, жесты, позы, тон голоса и интонацию человека. Считается, что от 60 до 80% информации мы воспринимаем именно невербально, представляете? Ваши слова играют роль лишь на 20-40%!
    Так что роль развития этого умения сложно переоценить.
  2. Эмпатия.

Это – умение воспринимать эмоции и чувства собеседника. С эмпатичными людьми легко устанавливать контакт, они быстро вызывают доверие, и с ними хочется продолжать общение. Для того, чтобы развить в себе эмпатию, важно:

— знать и понимать собственные эмоции. Если вы не ориентируетесь в своем собственном внутреннем мире, то не сможете почувствовать и собеседника – ведь мы все устроены похоже.

— избегать маркировки людей (и самого себя) словами «плохой» и «хороший», «нормальный» и «ненормальный», «правильный» и «неправильный» и т.п. Объективной нормы не существует – а каждый человек поступает так, как будет лучше всего для него самого, по его же представлению. Просто не всегда человек способен найти экологичный и безопасный способ для выражения своих эмоций и достижения целей.

— воспринимать окружающих людей как уникальных и неповторимых, априори «окейных» (с каждым все в порядке, просто все – разные, и это нормально). Это помогает избежать осуждения и негативных чувств в адрес людей – а данные эмоции очень «закрывают» эмпатию и мешают сопереживать другому человеку.

  1. Эмоциональная саморегуляция.

Если чужие чувства важно воспринимать, то свои – нужно научиться регулировать, чтобы они не «фонили» во время коммуникации и не мешали строить продуктивное общение. Для этого можно:

— использовать попеременное напряжение и расслабление тела, спорт, физическую нагрузку

— использовать творчество

— заниматься всем, что вас успокаивает (прогулки, ванна, слушание музыки, домашние питомцы или растения)

— медитировать

— общаться с близкими людьми, которым вы доверяете, и рассказывать им о своих чувствах/эмоциях (даже простое выговаривание способствует снятию психического напряжения)

— в сложных случаях – работать со специалистами (коучи, психологи, психотерапевты)