7 декабря 2020

Развитие

Убедительное выступление перед публикой

Многие думают, что ораторское искусство – это всегда выступление профессионального спикера перед большой публикой. «Я ведь не собираюсь становиться таким спикером, зачем мне это?» — возможно, думаете и вы.

Но дело в том, что мастерство убедительного выступления – это навык того, как красиво и грамотно разговаривать перед любым количеством людей. Это может понадобиться:

  • в собеседовании на работу
  • в общении с клиентами или партнерами (ведь им часто нужно что-то представлять или аргументировать)
  • в коммуникации руководителя и сотрудников (например, на собраниях, планерках, «летучках» и т.д.)
  • в первом общении с прежде незнакомыми людьми
  • когда вы хотите договориться о чем-то с окружающими (будь это сосед по подъезду или классный руководитель вашего ребенка)
  • даже на свиданиях!

В любой ситуации общения кто-то будет вас слушать, а значит, являться вашей большой или маленькой аудиторией. Как же выступить так, чтобы донести свою мысль и произвести именно то впечатление, которого вы желали?

Для этого многие люди и осваивают ораторское мастерство – учатся разговаривать. Это можно сделать на тренинге по корпоративному коучингу или на любом другом обучающем курсе.

 

Что такое выступление перед аудиторией

Ораторское искусство – это не только искусство и особый навык, но еще и наука. В ней есть свои правила и законы. Чтобы управлять вниманием и настроением публики, спикер должен обладать:

  • ясностью речи – правильным дыханием, поставленным голосом, четкой дикцией и артикуляцией
  • умением выстраивать логичную и структурную речь
  • основами актерского мастерства, психотехниками

Главная цель оратора – это донесение смысла своей речи до слушателей и убеждение их в правильности этого смысла. С помощью средств выше спикер должен помочь слушателям максимально сосредоточиться на его выступлении и извлечь нужные смыслы, а также проникнуться его настроением.

 

Как правильно спланировать и подготовить свое выступление

Чтобы выступить публично (сейчас мы говорим о выступлении перед более-менее большой аудиторией), важно:

  1. Хорошо понимать цель своей речи. Выступление может быть информационным, развлекательным и агитационным. Для каждого типа созданы свои правила и пункты построения выступления.
  2. Найти и четко сформулировать подходящую тему выступления. Она должна быть актуальной (действительно важной именно сегодня и именно вашей ЦА), свежей (не избитой и не банальной) и привлекательно сформулированной (чтобы с ходу возбуждать интерес).
  3. Подобрать и отредактировать материал, обязательно проверить его на фактическую достоверность! Для себя можно составить краткий план выступления или набросать заметки к презентации (чтобы можно было подглядывать и ориентироваться в структуре выступления).
    Конечно же, готовя свою речь, ориентируйте ее на ту публику, к которой будете обращаться. Согласитесь, что с академиками вы будете разговаривать одним образом, а со школьниками – совсем иным. Представьте себя одним из своих слушателей и задайте себе вопрос – что бы вы хотели услышать в этом выступлении? Что бы вам было интересно? При этом отставьте в сторону свое образование коуча/психолога/спикера, а постарайтесь максимально поставить себя на место вашей ЦА.
  4. Отрепетировать выступление несколько раз. Мы также советуем вам создать несколько альтернативных вариантов вашей речи, чтобы у вас был более широкий простор для «маневра». Если вы вдруг забудете какой-то пункт выступления (или произойдет что-то неожиданное), то вы сможете быстро переключиться на другой вариант речи и не попадете впросак.
  5. Обдумать, какие вопросы вам могу задать слушатели и примерно подготовиться ответить на них.

А вот наши советы, что важно учесть во время самого выступления:

  1. Сначала заполучить, а потом постоянно удерживать внимание аудитории. Для этого ваше выступление не должно быть монотонным – хорошо, если вы включаете в него вопросы в зал, подкрепление вашей речи визуальной составляющей (грамотно составленная презентация), смену темпа и эмоционального компонента речи.
  2. Информацию и стиль подачи необходимо подстраивать под слушателей в реальном времени. Ориентируйтесь на степень усталости слушателей, не бойтесь импровизировать и просто общаться с живыми людьми!:)
  3. Следите за тем, совпадает ли их реакция от вашего выступления с тем, что вы ожидали. Если вы будете «оттарабаните» свою речь, как робот, то определенно никому не запомнитесь.

После выступления обязательно нужен самоанализ. Если вы делаете ошибки – это не беда, беда тогда, если вы не делаете из них выводы. Не забывайте также себя хвалить – выделяйте не только свои промахи, но и сильные стороны и успехи! На них вы можете опираться и «делать ставку» в следующих выступлениях.