Нажмите, чтобы оценить этот пост
[Всего оценок: 1 Средняя оценка: 5]

22 марта 2023

Развитие

Супервизия: кому, когда и зачем она необходима?

Понятие супервизии пока еще не дошло до сознания масс – его даже не всегда считают обязательным для практикующих психотерапевтов. Конечно, это слово слышали многие – но вот что это такое и зачем нужно?

Разберемся в статье.

 

Что такое эта ваша супервизия

Супервизия – это эффективный способ для практикующих психологов и психотерапевтов поддержать себя как специалиста и повысить свой профессиональный уровень. Это – основная цель супервизии.

Как она проводится?

Супервизия – это обсуждение, разбор и анализ работы психолога с клиентами вместе с более опытным специалистом. Это может проходить один на один или в группе.

Психолог, чью работу с клиентами разбирают, называется супервизант. Опытный специалист, предоставляющий свою обратную связь – супервизор.

 

Почему супервизия так важна? Неужели практикующий психолог / психотерапевт не может обойтись без нее? Ведь он получил профильное образование!

Смотрите.

Вряд ли мы «откроем вам Америку», если скажем, что образование и реальная практика – это в чаще всего совсем не одно и то же. Какие бы приближенные к реальности учебные ситуации не проходил студент, жизнь и работа окажутся намного сложнее и разнообразнее.

Стоит при этом учитывать, что психолог/психотерапевт – это очень сложная профессия, требующая огромных внутренних ресурсов, умения выдерживать чужие эмоции и направлять их в нужное русло, становиться для клиента «контейнером», который может вместить в себя всю глубину и многогранность его личности. Ведь в работе с клиентами всплывает огромное количество сильных, потенциально разрушительных чувств, эмоций и страстей!

Возможно, каждый психотерапевт помнит свои ощущения после особо сложных сессий с клиентом – этакая «гремучая смесь» из эмоционального возбуждения, беспокойства, раздражения, тревоги и страха, порой вплоть до лёгкой паники, а также нередко и ощущения полной своей неспособности разобраться в происходящем как с клиентом, так и с самим собой (что вызывает особое напряжение)…

Если не «разруливать» это состояние, то это будет:

  • «затапливать» психотерапевта лавиной эмоций, чувств, аффектов, травм клиентов
  • мешать психотерапевту оставаться «невовлеченным контейнером» для клиента, сбивать «позицию наблюдателя»
  • мешать терапевтическому процессу в целом
  • создать у психотерапевта неуверенность в своих силах, сомнения в своей компетентности

Поэтому настолько важным бывает наличие более опытного человека, во взаимодействии с которым можно обсудить все, что происходит в работе с клиентами. Супервизор помогает:

  • совместно прожить сложные моменты терапии
  • интегрировать все чувства и эмоции клиента, а также собственные чувства терапевта, которые возникают в процессе работы
  • получить поддержку и профессиональную, и чисто человеческую
  • провести профилактику «выгорания»
  • углубить теоретические знания и прокачать навыки

 

Кому и когда нужно идти за супервизией

Можно выделить 2 уровня супервизии:

1. Супервизия первого (обучающего) уровня– нужна начинающим психологам/ психотерапевтам.

Ее суть – в помощи и советах со стороны более опытных специалистов менее опытным. Это помогает молодому психотерапевту «окрепнуть», набраться уверенности и профессионализма, выбрать направление и выработать свой стиль работы. Супервизор старается позитивно подкрепить ресурсы молодого специалиста, помочь ему развить важные качества (эмпатию, конгруэнтность, аутентичность, спонтанность и т.д.). Здесь также можно обучать начинающего психотерапевта конкретным приемам работы с людьми.

2. Супервизия второго (сертификационного) уровня — нужна уже давно практикующим консультантам для повышения квалификации. Здесь можно проанализировать трудности / ошибки в работе специалиста и разобраться, как их устранить.

Таким образом, супервизия крайне показана абсолютно всем психологам/психотерапевтам. Зарубежные профессиональные ассоциации утверждают обязательную частоту супервизий и их необходимое число в год. В России пока что нет четких рамок супервизий, а потому недобросовестные консультанты могут прибегать к ней очень редко или игнорировать вообщею

 

Какой еще может быть супервизия

  • Индивидуальная — психолог/психотерапевт работает с супервизором тет-а-тет. Супервизант предоставляет материал о случае работы с клиентом, который ему важно обсудить, а супервизор помогает разобраться в сложных моментах и повысить профессиональную компетентность.
  • Групповая — один супервизор длительно работает с группой психологов/психотерапевтов, которые нуждаются в повышении профессиональных компетенций. Обычно в таком случае заключается долгосрочный контракт. Каждый новый сеанс супервизии группа «разбирает» случай одного специалиста (по установленному внутри группы графику). Все участники обмениваются мнениями, знаниями и опытом по поводу конкретного случая.
  • Очная – супервизия, которая проводится сразу после окончания сессии с клиентом или даже во время нее (сессия периодически прерывается, и супервизор может управлять событиями прямо в моменте). Конечно же, присутствие супервизора на сессии согласовывается с клиентом.
  • Заочная – супервизия проводится отсроченно после сессии с клиентом. Супервизант предоставляет супервизору материалы своей работы с клиентом (это может быть просто устный рассказ, а может быть аудио- или видеозапись, заполненные бланки тестов, арт-материалы и т.д.).
  • Очно-заочная – специфическая форма, которая практикуется в системной семейной психотерапии. В этом формате психолог/психотерапевт работает с клиентом в специальном помещении, которое отделены от другой комнаты односторонним зеркалом (зеркало Гезелла – стекло, через которое видно только с одной стороны). Группа супервизоров наблюдает за сессией через это стекло, а психотерапевт может в любой момент проконсультироваться с ними по телефону. Данная процедура также проводится только с согласия клиента.