22 марта 2023
РазвитиеСупервизия: кому, когда и зачем она необходима?
Понятие супервизии пока еще не дошло до сознания масс – его даже не всегда считают обязательным для практикующих психотерапевтов. Конечно, это слово слышали многие – но вот что это такое и зачем нужно?
Разберемся в статье.
Что такое эта ваша супервизия
Супервизия – это эффективный способ для практикующих психологов и психотерапевтов поддержать себя как специалиста и повысить свой профессиональный уровень. Это – основная цель супервизии.
Как она проводится?
Супервизия – это обсуждение, разбор и анализ работы психолога с клиентами вместе с более опытным специалистом. Это может проходить один на один или в группе.
Психолог, чью работу с клиентами разбирают, называется супервизант. Опытный специалист, предоставляющий свою обратную связь – супервизор.
Почему супервизия так важна? Неужели практикующий психолог / психотерапевт не может обойтись без нее? Ведь он получил профильное образование!
Смотрите.
Вряд ли мы «откроем вам Америку», если скажем, что образование и реальная практика – это в чаще всего совсем не одно и то же. Какие бы приближенные к реальности учебные ситуации не проходил студент, жизнь и работа окажутся намного сложнее и разнообразнее.
Стоит при этом учитывать, что психолог/психотерапевт – это очень сложная профессия, требующая огромных внутренних ресурсов, умения выдерживать чужие эмоции и направлять их в нужное русло, становиться для клиента «контейнером», который может вместить в себя всю глубину и многогранность его личности. Ведь в работе с клиентами всплывает огромное количество сильных, потенциально разрушительных чувств, эмоций и страстей!
Возможно, каждый психотерапевт помнит свои ощущения после особо сложных сессий с клиентом – этакая «гремучая смесь» из эмоционального возбуждения, беспокойства, раздражения, тревоги и страха, порой вплоть до лёгкой паники, а также нередко и ощущения полной своей неспособности разобраться в происходящем как с клиентом, так и с самим собой (что вызывает особое напряжение)…
Если не «разруливать» это состояние, то это будет:
- «затапливать» психотерапевта лавиной эмоций, чувств, аффектов, травм клиентов
- мешать психотерапевту оставаться «невовлеченным контейнером» для клиента, сбивать «позицию наблюдателя»
- мешать терапевтическому процессу в целом
- создать у психотерапевта неуверенность в своих силах, сомнения в своей компетентности
Поэтому настолько важным бывает наличие более опытного человека, во взаимодействии с которым можно обсудить все, что происходит в работе с клиентами. Супервизор помогает:
- совместно прожить сложные моменты терапии
- интегрировать все чувства и эмоции клиента, а также собственные чувства терапевта, которые возникают в процессе работы
- получить поддержку и профессиональную, и чисто человеческую
- провести профилактику «выгорания»
- углубить теоретические знания и прокачать навыки
Кому и когда нужно идти за супервизией
Можно выделить 2 уровня супервизии:
1. Супервизия первого (обучающего) уровня– нужна начинающим психологам/ психотерапевтам.
Ее суть – в помощи и советах со стороны более опытных специалистов менее опытным. Это помогает молодому психотерапевту «окрепнуть», набраться уверенности и профессионализма, выбрать направление и выработать свой стиль работы. Супервизор старается позитивно подкрепить ресурсы молодого специалиста, помочь ему развить важные качества (эмпатию, конгруэнтность, аутентичность, спонтанность и т.д.). Здесь также можно обучать начинающего психотерапевта конкретным приемам работы с людьми.
2. Супервизия второго (сертификационного) уровня — нужна уже давно практикующим консультантам для повышения квалификации. Здесь можно проанализировать трудности / ошибки в работе специалиста и разобраться, как их устранить.
Таким образом, супервизия крайне показана абсолютно всем психологам/психотерапевтам. Зарубежные профессиональные ассоциации утверждают обязательную частоту супервизий и их необходимое число в год. В России пока что нет четких рамок супервизий, а потому недобросовестные консультанты могут прибегать к ней очень редко или игнорировать вообщею
Какой еще может быть супервизия
- Индивидуальная — психолог/психотерапевт работает с супервизором тет-а-тет. Супервизант предоставляет материал о случае работы с клиентом, который ему важно обсудить, а супервизор помогает разобраться в сложных моментах и повысить профессиональную компетентность.
- Групповая — один супервизор длительно работает с группой психологов/психотерапевтов, которые нуждаются в повышении профессиональных компетенций. Обычно в таком случае заключается долгосрочный контракт. Каждый новый сеанс супервизии группа «разбирает» случай одного специалиста (по установленному внутри группы графику). Все участники обмениваются мнениями, знаниями и опытом по поводу конкретного случая.
- Очная – супервизия, которая проводится сразу после окончания сессии с клиентом или даже во время нее (сессия периодически прерывается, и супервизор может управлять событиями прямо в моменте). Конечно же, присутствие супервизора на сессии согласовывается с клиентом.
- Заочная – супервизия проводится отсроченно после сессии с клиентом. Супервизант предоставляет супервизору материалы своей работы с клиентом (это может быть просто устный рассказ, а может быть аудио- или видеозапись, заполненные бланки тестов, арт-материалы и т.д.).
- Очно-заочная – специфическая форма, которая практикуется в системной семейной психотерапии. В этом формате психолог/психотерапевт работает с клиентом в специальном помещении, которое отделены от другой комнаты односторонним зеркалом (зеркало Гезелла – стекло, через которое видно только с одной стороны). Группа супервизоров наблюдает за сессией через это стекло, а психотерапевт может в любой момент проконсультироваться с ними по телефону. Данная процедура также проводится только с согласия клиента.