Нажмите, чтобы оценить этот пост
[Всего оценок: 0 Средняя оценка: 0]

29 августа 2022

Развитие

Как применять цикл Колба в обучении и реальной жизни

Если вы работаете в сфере образования — то наверняка замечали, что далеко не любая структура обучающего курса усваивается у людей в голове и приводит к результату. Если же вы хотя бы иногда проходите образовательные программы как ученик – то на своем опыте поняли, что не любой курс помогает вам достичь того, чего вы хотели. И вообще не любое обучение оказывается толковым, понятным и интересным.

Почему так происходит?

Педагоги, методологи, ученые всего мира тоже давно заинтересовались этим вопросом. На сегодняшний день один из самых информативных ответов на него – цикл Колба.

 

Какая-какая колба?..

Не колба, а Колб. Дэвид Колб – это американский теоретик образования и специалист по обучению взрослых людей (кстати говоря, наш современник, перешедший рубеж 20-го века). Он создал всемирно известную модель обучения, которая сегодня лежит в основе каждого стоящего образовательного курса.

В оригинале эта модель называется Experiential Learning Model, но в России она известна как цикл Колба.

Цикл Колба предлагает формировать знания и навыки поэтапно, проходя через 4 стадии, замыкающиеся в кольцо. Вот они:

  1. Получение конкретного практического опыта (мы делаем определенное действие).
  2. Его анализ (обдумываем, какой результат мы получили, нравится он нам или нет).
  3. Получение теоретических знаний на тему данного опыта (мы идем читать/смотреть видео/слушать опытных людей, как правильно выполнять это действие, чтобы получать наилучший результат).
  4. Применение знаний на практике, формирование нового практического опыта с использованием полученной информации (снова выполняем действие, но уже с учетом новых знаний).

На этом цикл не заканчивается. Последний этап создает новый практический опыт, который мы снова обдумываем – сначала самостоятельно, потом с помощью теории. Затем мы снова воплощаем знания в жизнь, но уже на более крутом уровне, чем делали до этого. Таким образом, мы ходим по кольцу, постепенно поднимаясь по спирали навыков и умений вверх. Действие получается у нас все лучше и лучше.

 

Чем это отличается от традиционной классической модели обучения

Основное выгодное отличие цикла Колба от классической модели обучения – этап, с которого начинается образовательный процесс.

В школе мы, прежде чем начать решать примеры или писать диктант, изучаем теорию. Обучение организовано следующим образом – параграфы теоретического материала, небольшое количество практики, тесты для проверки усвоения знаний. Более того, обучение в университете и даже многие обучающие курсы для взрослых людей построены так же.

Интересно ли это? Увлекает ли учеников? Хорошо ли запоминается? Едва ли. Ведь ученики зачастую даже не представляют, зачем им нужны эти знания и где они смогут применить их в своей жизни. Знание просто ради знания не вызывает мотивации (тем более, в современном стремительном мире, где вокруг так много информационного шума).

Дэвид Колб перевернул традиционную модель обучения и предложил отталкиваться не от теории, а от практического опыта ученика (особенно, когда это касалось обучения взрослых людей, а не малышей). Он утверждал, что чаще всего взрослые начинают обучение с получения конкретного опыта.

Согласитесь, именно так и рождается в нас истинное желание что-то узнать – мы живем свою обычную жизнь, получаем ежедневный практический опыт и неожиданно обнаруживаем, что у нас что-то не получается/ чего-то не хватает для достижения нашей цели. Тогда и только тогда взрослый человек идет и ищет новые знания! Он по-настоящему мотивирован и отлично понимает, что он ищет и зачем. У него рождается глубокая внутренняя мотивация – и даже если обучение будет не самым интересным и легким, человек, скорее всего, пройдет его до конца, потому что ему ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужны новые знания.

И напротив, вряд ли взрослый человек станет изучать теорию, никак не соотносящуюся с его жизненным опытом и не применимую нигде в его жизни. Он не понимает, ради чего ему усваивать новую информацию, и педагогам приходится включать внешнюю мотивацию – оценки, баллы, экзамены, угрозы исключить из университета, повышенные стипендии и призы для отличников. Человека буквально НАСИЛЬНО ТЯНУТ к знаниям!

Конечно же, эффективность обучения выше там, где человек сам стремится получить новые знания и навыки. А значит, такое образование должно начинаться с маленького или большого практического опыта – чтобы ученики САМИ захотели разобраться в теории.

 

Как реализовать 4 стадии цикла Колба в обучении

1. Практический опыт.

Цель этого этапа:

  • привлечь внимание учеников к теме
  • показать им наличие пробелов у них в этой теме, сформировать проблему, которую им захочется решить (им это должно быть по-настоящему нужно и важно)
  • вызвать интерес
  • сформировать ощущение значимости темы

Этот этап можно реализовать через:

  • ролевые игры или упражнения, моделирующие ситуации учеников
  • воспроизведение реальной деятельности на тренинге
  • если это невозможно – мысленный эксперимент: «Представьте, если бы вы строили дом, с чего бы вы начали?»
  • провокации с целью показать ученикам недостаточность их компетенций
  • актуализация прошлого опыта учеников в данной теме: «Сталкивались ли вы когда-нибудь с..?», «Было ли у вас когда-нибудь..?», «Какой у вас есть опыт в..?», «Что вы знаете о…?», «Когда вы делали это раньше, с чего вы начинали..?»
  • обсуждение часто встречающихся в жизнях учеников проблемных ситуаций (связанных с темой урока)
  • обсуждение видео, демонстрирующего реальную ситуацию

Пример. Представьте, что вы обучаете сотрудника принципам продаж. Как было бы лучше?

 

1. Вспомните, когда вы общались с идеальным/плохим продавцом, что он делал? Как продавал?

 

(Цикл Колба)

2. Чтобы продавать хорошо нужно делать так: …

 

(классическое обучение)

Сотрудник-ученик сам расскажет, что ему нравится/не нравится в продажах со стороны клиента. От этого опыта сможет оттолкнуться его педагог, чтобы дать нужные знания. Ученик будет чувствовать, что он молодец, и легко усвоит информацию. У сотрудника-ученика может возникнуть непонимание: «почему нужно делать именно так?» Это может привести к сомнениям и даже протесту.

 

2. Анализ, рефлексия проделанного действия и результата.

Цель этого этапа:

  • обобщить полученный на предыдущем этапе опыт и понять, насколько он был удачным
  • обобщение знания, методы и способы, которыми уже обладают ученики (особенно это важно, если работа идет в группе)
  • сформировать у учеников желание улучшить результаты с помощью изучения теории

Этот этап можно реализовать через:

  • вопросы педагога, побуждающие задуматься, насколько эффективны результаты, полученные на предыдущем этапе
  • групповое обсуждение (если обучение идет в группе)

 Важно, чтобы обобщал опыт и делал выводы не педагог, а ученик. Это нужно, так как:

  • Люди обычно предпочитают делать свои собственные идеи и выводы, доверяют и больше, чем мнению со стороны. Возникает приятное ощущение, что ты сам додумался, а не кто-то навязал свое правильное мнение.
  • Это лучше запоминается, ведь учение пришел к выводам через свой собственный опыт

Пример. Продолжим пример с обучением сотрудника принципам продаж. Как было бы лучше?

1. Вспомните, как вы продавали раньше. Возникали ли у вас какие-то трудности? Что было недостаточно эффективно?

 

(Цикл Колба)

2. Раньше вы делали так-то и так-то. Это было неэффективно потому, что…

 

(классическое обучение)

Мы обращаемся к реальному (а не надуманному!) опыту ученика и просим его самого сделать выводы. 2 минуты – и ученик сам сформулирует свои проблемы. Естественная реакция ученика: «Как скучно! Нудная теория, которую заставляют запоминать. Мне и раньше неплохо работалось».

 

3. Получение новых знаний.

Цель этого этапа:

  • планомерное «вытекание» теории из практики
  • осмысление новых идей (теперь ученик действительно готов их принять)
  • обогащение опыта ученика
  • побуждение попробовать на практике новые полученные знания

Этот этап можно реализовать через:

  • любые приемы донесения информации (главное, чтобы теория уместно дополняла «пройденную» практику)

Пример. Продолжим пример с обучением сотрудника принципам продаж. Как было бы лучше?

1. Итак, теперь, когда мы обобщили наш общегрупповой опыт хороших и плохих продаж, давайте конкретизируем качества и навыки, которые помогают и мешают продавать.

 

(Цикл Колба)

2. Продавать правильно так… А вот так – неправильно… Потому что так написано в методичке! И не нужно умничать!

 

(классическое обучение)

Ученики не чувствуют сопротивления, потому что теория плавно «вытекла» из их собственной практики. Они как будто и сами причастны к выведению новых знаний. Естественная реакция ученика: «А кто писал эту методичку? Он знает вообще, как мы тут работаем в реальных условиях? И почему я должен все это учить?? У меня еще товар не разложен!»

 

4. Новая практика

Цель этого этапа:

  • проверка полученной теории на практике, апробирование ее на эффективность и практичность
  • тренировка новых навыков, их закрепление в практической деятельности

Этот этап можно реализовать через:

  • практическую деятельность, которая теперь должна выстраиваться иначе, чем раньше, за счет новых знаний и опыта
  • в рамках тренинга участники могу решать кейсы и выполнять упражнения или имитировать практическую деятельность

Пример. Продолжим пример с обучением сотрудника принципам продаж. Как было бы лучше?

1. Теперь попробуем применить новые знания и увидим, сможете ли вы реализовать их в ролевой игре. Вы – продавец, а я – капризный покупатель.

 

(Цикл Колба)

2. Все записали? Сегодня учим новый материал, а завтра пишем тест!

 

(классическое обучение)

Ученики закрепляют знания в новой практике – у них формируется новый опыт, более результативный. Учеба воспринимается сотрудниками как нудная «обязаловка», для которой еще и нужно зубрить скучный материал, как в школе.

На этом модель Колба не заканчивается. Она предполагает дальнейшее циклическое обучение по тем же этапам: прежний опыт — рефлексия — новая теория — закрепление на практике (новый опыт) — прежний опыт — рефлексия — и так далее.

 

Как может выглядеть тренинг, построенный по методу Колба

Отправная точка — конкретный личный опыт участников в контексте тематики тренинга. Каким образом участники его получат — не важно, но желательно, чтобы он был негативным. Тогда у участников возникнет мотивация получить новые навыки и знания, чтобы в будущем улучшить свои результаты.

Например, на тренинге продаж тренер может предложить одному участнику продать что-либо второму и вести при этом видеозапись. Даже если первоначально результат может показаться удачным, то при просмотре записи группа обязательно увидит недостатки и несовершенства. При этом каждый участник тренинга, скорее всего, узнает в этих ошибках себя (можно дополнительно провести опрос, кто из группы сталкивался с такими же проблемами).

2й этап — разложение опыта на элементарные составляющие и анализ того, что сделано правильно, а что можно сделать еще лучше.

Чтобы запустить процесс обмена идеями, тренер просит участников поделиться наблюдениями о том, что понравилось /не понравилось /удивило в действиях игроков / вызвало эмоции / помогло или помешало игрокам достичь цели / вызвало согласие или несогласие / было схоже с ситуациями в реальной жизни.

3й этап – подтверждение наблюдений группы теоретическими знаниями от тренера.

Важно, чтобы обучающиеся смогли объединить полученный опыт с существующими исследованиями (концепциями, моделями) и поняли, как с их помощью улучшить процессы.

Последний этап – снова связать полученные в тренинге результаты с реальной жизнью и «встроить» в практику те приемы, о которых шла речь в процессе обучения. Причем апробация модели должна пройти успешно.

Можно предложить группе составить план внедрения полученных знаний; продумать, как будет работать то, о чем говорилось, конкретно у них; решить кейс или выполнить упражнение по теме.

 

4 типа людей – к какому относитесь вы?

Дэвид Колб, а также его последователи Питер Хани и Алан Мамфорд заметил, что разные люди отдают предпочтение разным этапам цикла обучения – то есть разным, стилям познания. Так они выделили 4 типа людей:

  1. «Активист» / «Аккомодационный стиль» — человек, который любит испытывать все на себе и получать знания методом проб и ошибок. Обожает быть в центре событий и внимания и занимать активную позицию, а не оставаться сторонним наблюдателем. Задачи решает наскоком. Не пытается глубоко изучить проблему, а сразу бегут проверять её на деле. Если задача не решается, ищет того, кто объяснит быстро и кратко, покажет на пальцах.
  2. «Мыслитель» / «Дивергентный стиль» — предпочитает сначала понаблюдать, поразмышлять, понять новое до конца, а уже потом действовать. Любит находить собственное уникальное решение, не любит, когда его торопят, и предпочитает иметь запас времени, чтобы найти решение в свой срок.
  3. «Теоретик» / «Ассимилирующий стиль» — любит получать знания структурировано, читать и глубоко разбираться в теории. Обрабатывает знания самостоятельно, рефлексируя к своему опыту, многократно пережёвывая их. До практической деятельности может вовсе не дойти, а удовлетвориться красивой теорией, которую в принципе нельзя применить на практике.
  4. «Прагматик» / «Конвергентный стиль» – нуждается в теории лишь для того, чтобы решить конкретные практические задачи. Он изучает ровно столько, сколько ему нужно для дела. И сразу же закрепляет знания практикой. Любит экспериментировать, искать новые идеи, которые можно сразу опробовать в реальных условиях.

Как понять, кем из этих типов являетесь вы? Можете пройти короткий мыслительный эксперимент.

Представьте, что вы идете в магазин купить музыкальные колонки. Что больше всего на вас похоже?

  1. Быстро и не тревожась, выкупите технику и отправитесь с ней домой. Вы мгновенно разберетесь, как колонки работают (просто будете нажимать на все кнопки по очереди), и даже не станете изучать инструкцию: она слишком сложно написана. А если что-то окажется непонятным, позовете друга и попросите показать вам нужные настройки.
  2. Перед тем, как купить, изучите информацию в интернете, а в магазине будете настаивать на том, чтобы продавец вам все продемонстрировал. Вы попросите продавца не торопить вас с выбором, а дома будете настраивать колонки с инструкцией под рукой.
  3. Перед тем, как покупать колонки, тщательно прочтете все об этой и других моделях в интернете, сравните все технические показатели, обзвоните друзей с похожими колонками и будете долго решаться. После того, как вы сделаете покупку, вы внимательно изучите инструкцию от корки до корки и только тогда аккуратно приступите к настройке. А, возможно, отложите настройку на завтра – это непростое дело.
  4. Скорее всего, вы заранее знаете, что именно вам нужно от новых колонок, а потому достаточно быстро их приобретете и приступите к настройке, когда придете домой. Прежде всего, вы будете настраивать именно те функции, которые вам нужны. В инструкцию (а точнее, в конкретный ее раздел) вы будете заглядывать, только если не сможете настроить конкретный показатель. Все руководство в целом вы не будете читать – оно слишком длинное и не имеет для вас особой ценности.

Результаты теста: 1 = Активист 2 = Мыслитель 3 = Теоретик 4 = Прагматик

 

Как знание стиля познания человека помогает в повседневной жизни

Если вы работаете с активистом, то бесполезно давать ему читать книги и статьи — ему проще показать на примере, дать пошаговую инструкцию. Зато они великолепные исполнители, которые не будут вас постоянно отвлекать, задавать лишние вопросы.
Если же вы столкнулись с мыслителем, то он поразит вас объемом своих знаний, но не будет рваться сразу воплощать их в жизнь. Ему нужно врем между теорией и практикой – не торопите его принять решение или сделать что-то конкретное. Зато если вы дадите ему время, то можете получить действительно качественный результат и благодарность!

Теоретики будут докапываться до сути во всем, поэтому им очень сложно рассказывать и что-либо показывать. Намного проще дать литературу на самостоятельное изучение. А когда вы придёте через несколько дней, он уже будет знать даже больше, чем вы. Хотя результата может и не быть, так как ему сильно понравилось копаться в этой теории, и он попросту забыл о самом деле. Зато теоретиков явно имеет смысл просить изучить какую-то тему и поделиться знаниями. Это они сделают с удовольствием.

Прагматики – это, с одной стороны, очень легкие на подъем люди, быстро принимающие решение и начинающие делать, пока остальные думают. С другой стороны, они не будут делать ничего, что не смогут применить в собственной жизни, а также не захотят изучать долгую теорию. Но если они поймут ценность задачи – то сделают ее очень быстро и с энтузиазмом!

Ну а если вы знаете собственный стиль обучения, то сможете:

  • не сравнивать себя с остальными и не тревожиться, что на кого-то не похожи
  • выбирать подходящее обучение (с достаточным количеством теории или практики, самостоятельного изучения или подробным кураторством)
  • выстраивать эффективный и удобный для вас учебный процесс, даже если ваша образовательная программа (например, в университете) не подстраивается под каждого студента. Мы можем самостоятельно организовывать себе то, что нам нужно, для эффективного усвоения.
  • вся жизнь, даже бытовая – это сплошное обучение. Если мы знаем, как мы лучше усваиваем информацию, то имеем шанс учиться и решать проблемы быстрее!