17 декабря 2021

Бизнес

Стили лидерства в коллективе

Лидерство в коллективе – это то, что необходимо людям с самых древних времен. Руководитель – это тот, кто ведет группу людей за собой, стремится к новым целям. Он выбран членами группы, которые готовы прислушиваться к этому человеку и доверяют ему.

Лидерство – одна из востребованных тем корпоративного коучинга. Коучи помогают управленцам улучшать лидерские качества и вырабатывать подходящий ситуации стиль руководства.

Также у многих руководителей сегодня есть запрос на обучение коучингу. Они хотят не только прокачать свои качества и навыки, но и работать в стиле коучинга с коллективом.

 

Теории лидерства в группах

  1. Теория личностных черт – лидером становится человек, обладающий подходящими для этого качествами: высокий уровень интеллекта, яркая внешность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, надежность, активность. Однако эта теория не объясняет, почему не все активные, целеустремленные, яркие, харизматичные люди становятся лидерами.

 

  1. Ситуационный подход – лидером становится человек, соответствующий этой роли в текущих обстоятельствах. На становление лидера влияют потребности подчиненных, характер задания, влияние среды, наличие у руководителя информации. Этот подход – очень эффективный с практической точки зрения, так как он утверждает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. 

 

  1. Лидерство на основе эмоционального интеллекта – самая молодая из теорий лидерства. Она говорит о том, что эффективный лидер способен осознавать собственные чувства и чувства других людей, а также управлять ими. 

 

  1. Поведенческие теории лидерства – еще одна большая группа теорий лидерства. Согласно ей, эффективность лидера зависит от стиля руководства. Стиль — это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным для оказания на них влияния и достижения поставленных целей. 

 

Мы разберем стили лидерства в современных компаниях.

 

Стили лидерства в фирмах

Курт Левин первым описывает 3 стиля руководства (поведения лидера): авторитарный, демократический, либеральный. Стиль управления формирует различные типы организации.

 

Авторитарный (директивный) стиль управления:

  • единоличность власти: руководитель принимает все решения, ставит цели — у группы мало полномочий
  • жесткая дисциплина и контроль группы
  • лидер общается с группой «сверху вниз» распоряжениями и запретами, мало обратной связи
  • ответственность лежит на руководителе, от группы требуется минимум инициативы, максимум исполнения указаний

Авторитарный стиль управления часто описывается как нежелательный, но в нем есть и плюсы. Этот стиль управления необходим в определенных бизнес-ситуациях.

 

Плюсы Минусы
За счет централизованной власти ускоряется исполнение указаний, не тратится время на полемику Несамостоятельность команды, привыкли действовать только по распоряжениям «сверху» (иногда это может замедлять работу)
Ответственность лежит на одном человеке (лидере) – не нужно искать, «кто виноват» На большом предприятии руководителю в одиночку сложно отследить и проконтролировать все процессы
Отличная дисциплина, практически нет анархии/беспорядка Формальное общение в коллективе, нередко нездоровый психологический климат, отсутствие взаимоподдержки между сотрудниками (может плохо влиять на работоспособность)
Хороший авторитарный лидер требователен к себе – и ждет хорошей работы от подчиненных. Следовательно, обязательства будут хорошо выполняться. Возможна кадровая текучка – инициативные и самостоятельные люди не приживутся в такой компании

 

Авторитарный стиль может быть полезен:

  • В кризис. Опытный компетентный лидер, принимая авторитарные решения, сможет быстрее вывести компанию из сложного положения, так как не тратит лишнего времени, руководствуется исключительно рациональным мышлением (не эмоциями), быстро наводит дисциплину. Это было характерно для многих руководителей постсоветского пространства, когда нужно было проводить перестройку в краткие сроки.
  • Если команда состоит из низкоквалифицированных или молодых сотрудников. Здесь однозначно нужен сильный авторитарный лидер – хотя бы на время, пока команда не наберется опыта.
  • При внедрении нововведений, в которых команда сомневается. Люди часто не любят новое – поэтому, чтобы преодолеть сопротивление, руководитель может принять директивное решение.

Демократический (коллегиальный) стиль управления:

  • уважение сотрудников, учет их мнения
  • коллегиальность принятия решений
  • равноправность общения
  • разделение власти и ответственности
  • полное информирование сотрудников о делах компании
  • приветствуется инициатива и креативность

Этот стиль считают самым эффективным. Но мы по традиции рассмотрим плюсы и минусы.

 

Плюсы Минусы
Используется нестандартный подход решения проблем, так как каждый член команды может предложить свой вариант Медлительность в принятии решений за счет коллегиальности
Сотрудники вовлечены в жизнь компании, поощряется инициатива Демократия требует от подчиненных самостоятельности, добросовестности в работе, мотивированности, способности к самообучению
Атмосфера доверия, поддержки и равноправия, минимизированы конфликты (что повышает работоспособность) Доверительные демократичные отношения могут перейти в расхлябанность и слабую дисциплину (важно держать границы)
С руководителя снимается большая часть нагрузки благодаря распределению обязанностей. Сотрудники чувствуют ответственность, что мотивирует их хорошо выполнять работу. Сложно действовать в экстренных ситуациях
В случае неудачи руководитель ищет не виноватых, а причину ошибки и способ ее устранить  

 

Демократический стиль может быть полезен:

  • в творческой профессии, где чрезмерные ограничения только навредят работе
  • в сфере высококвалифицированного труда, где каждый сотрудник – хороший эксперт
  • в стартапах, инновационных проектах
  • в офисной работе, не связанной с экстренными ситуациями

Либеральный (попустительский) стиль:

  • минимальное участие руководителя и контроль с его стороны
  • группа самостоятельно принимает большинство решений
  • полномочия руководителя распределяются среди авторитетных сотрудников, решения могут приниматься коллегиально или на основе интересов нескольких лиц
  • руководитель отстранен или ведет себя как рядовой сотрудник

 

Плюсы Минусы
Отсутствие жестких рамок и давления со стороны руководства Слабая дисциплина и продуктивность работы
Формирование в сотрудниках чувства ответственности, умения самоорганизации Невозможность работы в стрессовом или экстренном режиме
  Возможны срывы сроков, безответственное отношение сотрудников к обязательствам

 

Такой стиль иногда работает в творческих коллективах, но не в сферах с четкими дедлайнами и необходимостью принятия быстрых решений.

 

Многие компании сегодня переходят на коучинговый стиль управления:

  • руководитель задает сотрудникам вопросы вместо раздачи указаний и рекомендаций
  • поощряется самостоятельный поиск путей решения задач работниками
  • лидер не оценивает и не критикует работников – вместо этого, он помогает им расширить свое видение ситуации и действовать самым продуктивным методом
  • у лидера нет предвзятых суждений о своих подчиненных, он не вешает ярлыки и считает их равными себе, уникальными, ценными личностями

Коучинговый стиль управления применяют компании, идущие к «бирюзовости» и желающие внедрить совершенно новую корпоративную культуру. Это может дать большой толчок вперед, но требует от руководства и сотрудников высокого уровня осознанности и самостоятельности. Именно поэтому далеко не всем компаниям стоит внедрять коучинговый стиль. Если вы задумываетесь об этом – стоит посоветоваться с корпоративным коучем, который поможет вам лучше понять, к чему вы стремитесь и как этого достичь.