Фасилитация и модерация: сходства, различия, особенности 

Фасилитация и модерация – это методики, направленные на упрощение обсуждения рабочих вопросов. Активно используются при проведении совещаний, круглых столов, сессий стратегического планирования, семинаров и воркшопов.

Как обычно в компаниях обсуждаются проблемы? За столом собираются люди, в строгом порядке высказывают своё мнение. В результате многие идеи не озвучиваются. В лучшем случае сотрудники начинают скучать, а в худшем – появляется раздражение и неудовлетворённость результатом. Фасилитация и модерация – инструменты, призванные сделать дискуссию более продуктивной.

Фасилитация vs модерация: есть ли разница?

Внешне эти 2 процесса группового обсуждения очень похожи. Фасилитатор, как и модератор, не должен влиять на ход встречи, а только подталкивать к обсуждению. Используется практически тот же инструментарий: флипчарт, карточки модерации, поинты для голосования, доски и стикеры.

В настоящее время модерация и фасилитация объединились в универсальную технологию. Её задача – организовать эффективное групповое обсуждение. На такой сессии группа работает созидательно. Лидер группы занимает нейтральную позицию и не берёт на себя принятие решения. Его задача – помогать сотрудникам идентифицировать проблему и находить решение в конструктивном обсуждении.

Особенности модерации

Модерация – более жёсткая и структурированная методика. Используется на конференциях, круглых столах и собраниях. За 50 лет своего существования в ней появился классический план:

  • знакомство с участниками и ведущим;
  • сбор тем;
  • дискуссия;
  • проработка плана действий;
  • выводы.

Модерацию проводят тогда, когда тема не является сложной и не вызывает бурное обсуждение. Например, еженедельное совещание в кабинете руководителя. Такая встреча, как правило, не подразумевает творчества. Модератор организовывает процесс, использует стандартный набор: доска, списки, таблицы, схемы процессов.

Особенности фасилитации

У этой методики особая цель – помочь группе прийти к результату, опираясь на собственный опыт участников. Фасилитация предполагает большую свободу, потому применяется на креативных собраниях и на обсуждении конфликтов.

С помощью фасилитации можно решить следующие бизнес-задачи.

  1. Разработка стратегии компании.
  2. Внесение изменений в структуру предприятия.
  3. Принятие маркетинговых решений.
  4. Обсуждение внутренних процессов.
  5. Проблемные ситуации.

В ходе фасилитационной сессии задействуют визуализацию: презентации, коллажи и даже конструктор LEGO в качестве разогрева. Для этого подхода важно, чтобы участники встречи были подвижны и активно высказывали свою позицию. Для знакомства участников могут попросить нарисовать что-то, что их олицетворяет, ожидания от встречи. Позже эти рисунки обсуждают.

Итоги

Оба инструмента используются там, где нужно провести эффективную дискуссию. Модератор и фасилитатор используют похожий набор материалов.

Если в ходе встречи нужно предложить инновационную идею и прийти к общему знаменателю, сгладив углы – оптимальной будет фасилитация. Если креативить не нужно, встреча плановая, не предполагающая сложных решений – то модерация. Второй вариант более приемлем для возрастных групп, авторитарных компаний, привыкших к жёсткому стилю принятия решений. Фасилитация окажется эффективнее в молодом коллективе, где участники осознают равенство и важность своего мнения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.